
За прошедшие с начала перестройки десятилетия в нашей стране, к сожалению, не в полной мере сформировался деловой этикет в отношениях между акционерами или участниками иных хозяйственных обществ. В сфере корпоративных отношений сталкиваются интересы множества людей. Причем интересы эти часто разнонаправленные, что неизбежно приводит к внутренним конфликтам.
Такие конфликты всегда доставляют своим участникам довольно много сложностей, в силу неоднозначности самого предмета спора и необходимости его отграничения от иных категорий дел. Например, от трудовых споров. Вопросы восстановления на работе, выплаты заработной платы или выходных пособий, проистекают из трудовых правоотношений и рассматриваются в судах общей юрисдикции. Гражданские дела из корпоративных споров разрешаются посредством арбитража.
Основополагающим моментом при отнесении возникшего конфликта интересов к корпоративным, является определение природы разногласий между участниками организации. Поскольку любое юридическое лицо – это юридическая фикция, так как в материальном мире такого объекта не существует. Часто довольно сложно провести границу, где заканчиваются интересы отдельного участника, и начинаются интересы организации как таковой. Объектами споров выступают либо ценные бумаги, либо имущество, либо личные неимущественные права.
Само понятие корпоративного спора было законодательно закреплено только в 2016 году, в статье 225.1 АПК РФ.
Основные группы корпоративных отношений
В целом выделяются две основные группы корпоративных споров: затрагивающие права акционеров и относящиеся к интересам самого общества. Наиболее частыми причинами возникновения корпоративных споров являются:
- нарушение прав миноритарных акционеров;
- некорректное ведение реестра именных ценных бумаг;
- различие во взглядах участников и органов управления юридического лица на принятые решения, в том числе по вопросам совершения или отказа от совершения крупных сделок;
- несогласованное с участниками внесение изменений в локальные нормативные акты организации.
Для правильного определения предмета корпоративного иска и предоставления суду надлежащих доказательств (в обоснование предъявленного иска), требуется не только знание основ гражданского законодательства, но и отраслевых законов, а также норм процессуального права.
Решение всех этих вопросов требует привлечения профессионального юриста – корпоративного адвоката, обладающего опытом представления интересов доверителя в суде именно по корпоративным спорам.
Поскольку на стороне организаций в суде зачастую выступают целые юридические службы, и их оппоненту – физическому лицу часто нечего противопоставить их опыту и навыкам, то все ведет к заведомому проигрышу.
Кроме того, играет свою роль, и наличие пробелов в законодательстве. Юридические коллизии и конкуренция правовых норм привели к тому, что некоторые нарушения корпоративных норм могут быть нормативно обоснованы. Положения современного законодательства с одной стороны призваны защищать интересы акционеров или участников общества, на практике в суде могут обернуться против них же.